Процесс управления требованиями
На основании регламентных процедур реализуется процесс управления требованиями (табл. 2).
Выявление требований и их структурирование проводится системным аналитиком на основании «Процедуры выявления требований», разработанной на подготовительном этапе управления требованиями. Исходя из списка выявленных требований аналитик моделирует требования, используя при этом разработанный ранее «Шаблон модели требований» и его описание. После создания модели системный аналитик совместно со специалистом по требованиям выполняет их документирование. На шаге документирования требований применяются шаблоны документов, разработанные для соответствующего этапа жизненного цикла. На следующем шаге производится верификация и утверждение требований. При этом эксперт предметной области и рецензент требований должны руководствоваться документом «Процедура верификации и утверждения требований».
Верифицированные и утвержденные документы и модели с требованиями рассматриваются архитектором для определения базовой версии требований. Архитектор при этом руководствуется разделом документа «Процедура верификации и утверждения требований», посвященным определению базовой версии требований. Результатом шага является определенная базовая версия требований.
Пример управления требованиями
Выбор конкретного метода выявления требований (бизнес-моделирование, интервьюирование, создание прототипов и т.п.) зависит от типа проекта. Выявление требований проводится системным аналитиком с привлечением экспертов по предметной области. Результатом этой деятельности являются требования, записанные в согласованном формате и структурированные в соответствии со своими типами, как представлено в плане управления требованиями. Например, выявление функциональных требований на основе описания бизнес-процессов проводится следующим образом. Каждому бизнес-процессу ставится в соответствие подсистема в разрабатываемой системе, каждому шагу бизнес-процесса — функциональное требование.
В качестве примера рассмотрим формирование требований к системе учебного управления университета. Выявленные бизнес-процессы включают: зачисление студентов в университет; перевод студентов; отчисление студентов; подготовку отчетов; проведение сессии.
Для бизнес-процесса «Зачисление студентов в университет» определена следующая последовательность шагов.
-
Секретарь деканата получает список студентов и приказ о зачислении из ректората.
-
Декан на основании данной информации формирует списки групп.
-
Информация из списка групп переносится секретарем деканата в личную карточку студент.
-
Секретарь оформляет зачетную книжку на основании личной карточки студента;
-
Выдача зачетной книжки регистрируется секретарем в журнале учета зачетных книжек.
Автоматизируемыми процессами являются: зачисление; перевод; отчисление; проведение сессии; подготовка отчетов. Шагами бизнес-процесса «Зачисление студентов в университет», подлежащими автоматизации, являются: формирование списков групп; заполнение личной карточки студента; регистрация выдачи зачетной книжки в журнале.
На основе состава и шагов бизнес-процесса, подлежащих автоматизации, строится матрица трассировки. Она позволяет проследить связи бизнес-процессов с реализующими их подсистемами и конкретных шагов бизнес-процессов с функциональными требованиями, а также контролировать полноту и целостность реализации. Каждому автоматизируемому бизнес-процессу должна быть поставлена в соответствие подсистема (или подсистемы), а подсистема, соответственно, должна реализовывать какой-либо процесс. Далее создается модель подсистем и функциональных требований, как представлено на рисунке.
Литература
Карл Вигерс, Разработка требований к программному обеспечению. М.: «Русская Редакция», 2004.
Липаев В. В., Документирование сложных программных средств. М.: «Синтег», 2005.