По оценкам зарубежных экспертов, компании будут больше доверять проектному управлению, в то же время задачи по выживанию на рынке в 2010 году сменятся задачами по развитию бизнес-деятельности.
Поскольку компаниям, ведущим проектную деятельность, наконец, удалось перейти от решения задач по выживанию на рынке к вопросам поддержания и развития бизнеса, все большее внимание они будут уделять анализу показателей, позволяющих наблюдать картину хода выполнения проектов. Это одна из ключевых мыслей, которые представлены в списке глобальных тенденций проектного управления, составленном экспертной группой консультантов и топ-менджеров компании ESI International.
«Хотя 2008 и 2009 годы были непростыми, они дали профессионалам проектного управления редкую возможность продемонстрировать свои компетенции, а также пользу от применения систематического проектного подхода в сложных экономических условиях, – говорит исполнительный вице-президент ESI Дж. Лерой Вард, PMP, PgMP. – Вот почему рачительные руководители продолжают вкладывать деньги в профессиональное развитие своих проджект-менеджеров. Они заботятся об успехе проектной деятельности, повышении удовлетворения клиентов и увеличении доходов компаний».
Представляем вашему вниманию 10 тенденций проектного управления в 2010 году по версии ESI:
1. Будут популярны новые решения в области управления портфелями проектов.
Менеджеры проектов и программ, перед которыми высшее руководство поставит задачу выполнения проектов портфелей и определения их влияния на бизнес компании, будут изыскивать (и не прогадают) ресурсы для применения решений управления портфелями проектов. Это обеспечит взвешенное принятие решений высшим руководством.
2. Использование показателей требований для контроля выполнения проектов возрастет.
Еще в 2009 году эксперты предсказали, что разработка и управление требованиями (известные также как бизнес-анализ) будут играть все более важную роль в ведении проектной деятельности. В 2010 году использование показателей требований при реализации проектов возрастет и будет отражать качество выполнения проектов.
3. Ценность управления проектами и программами будет признана высшим руководством.
Чтобы способствовать успешному ведению проектной деятельности, принципы управления проектами и программами возьмут на вооружение все менеджеры компаний: от высшего руководства до проектных менеджеров. Это поможет реализации проектной деятельности за счет обеспечения соответствия портфелей, программ и проектов организационным ресурсам и целям бизнеса компаний.
4. Проектные офисы дадут старт созданию центров развития бизнес-анализа.
За последние десять лет количество проектных офисов и их степень их позитивного влияния на бизнес компаний значительно возросли. Эта ситуация является отправной точкой для создания в будущем центров развития бизнес-анализа как внутри проектных офисов, так и вне них для дальнейшего улучшения результатов проектной деятельности.
5. Спрос на измерение гибких проектных показателей возрастет.
С ростом популярности гибких методов проектного управления (например, Scrum-обсуждений и т.д.) топ-менеджменту потребуются качественные показатели, которые четко продемонстрируют превосходство этих методов над другими методами проектного управления, а также их влияние на достижение целей бизнеса компании.
6. Управление поставками и аутсорсинг выйдут на передний план в проектном управлении.
Тенденция использования аутсорсинга будет набирать обороты в 2010 году, поскольку компании продолжат искать способы развития бизнеса без постоянного увеличения штата сотрудников и других ресурсов. Компании будут использовать принципы проектного управления для создания ясной картины в работе с подрядчиками и компаниями на аутсорсинге, используя навыки управления расписанием, рисками, требованиями и качеством.
7. Управление рисками станет важнейшей частью работы проектных менеджеров.
Понимание ценности управления рисками в сфере финансов распространится на другие области бизнеса, в которых принципы оценки рисков могут быть использованы для ускорения реализации проектов. Это приведет к повышенному интересу к оценке рисков проектов, в том числе при реализации программ и портфелей. Компании будут искать четкую схему взаимодействия между системными и несистемными рисками, определением и управлением рисками, способными поставить под сомнение успех проектов, и зависимостями между компонентами программ и портфелей.
8. Принципы управления портфелями проектов будут использоваться благотворительными организациями для улучшения результатов работы.
Военные конфликты, эпидемии болезней и природные катаклизмы не перестают бросать все новые вызовы неправительственным организациям и правительствам стран всего мира, при этом тем приходится противостоять проблемам в условиях ограниченных ресурсов. Принципы управления портфелями проектов помогут им правильно отбирать проекты в портфель и, как следствие, достигать желаемых результатов. Управление портфелями проектов позволит им также повысить эффективность аналитических измерений и достигнуть прогресса в коммуникациях с благотворителями и налогоплательщиками.
9. Оценка знаний по проектному управлению приобретет больший вес.
В 2009 году многие компании проводили первичное обучение основам управления проектами с целью получить преимущество перед конкурентами. Им были нужны программы тщательной предварительной оценки знаний, на основе которой формировалось содержание обучающих программ, а также системы оценки прогресса в выполнении проектов. 2010 год покажет беспрецедентный спрос компаний на программы оценки знаний по управлению проектами, которые будут использоваться для определения областей знаний проектного управления, в которых необходимо дополнительное обучение, определения пути развития и, что особенно важно в условиях кризиса, определения коэффициента возврата инвестиций (ROI).
10. Обучение управлению проектами выйдет за пределы классов.
Чтобы поддерживать уровень знаний сотрудников по управлению проектами и при этом не отрывать их от рабочего процесса на время обучения, компании будут стремиться использовать последние технологические решения, которые помогут сотрудникам обучаться, не посещая традиционных занятий в классах. Дистанционное обучение можно будет проводить с помощью набора образовательных модулей, предоставляющих «выжимку» о тех или иных областях знаний, программного обеспечения и других вспомогательных инструментов.