Модель Кано относится к внешним количественным техникам приоритезации функциональных возможностей продукта. Разберемся подроюбнее, как можно ее применить в управлении проектом.
Норияки Кано, японский консультант и исследователь, в 1984 году издал статью, с набором идей и техник, которые могут помочь нам определить удовлетворение наших потребителей от функциональных возможностей нашего продукта. Эти идеи известны под обобщенным названием Модель Кано. Модель базируется на следующих предпосылках:
-
Удовлетворение потребителей возможностями нашего продукта зависит от поддерживаемого уровня Функциональности (насколько хорошо и насколько глубоко проработаны эти возможности);
-
Функциональные возможности могут быть классифицированы по четырем категориям;
-
Мы можем определить отношение потребителей к функциональным возможностям через опросник.
1. Удовлетворение vs. Функциональность
Кано предлагает два измерения для отражения того, что потребители думают о наших продуктах:
-
первое может меняться от полной удовлетворенности (также известной под понятием Delight and Excitement, Восхищение и Волнение), до полной неудовлетворенности (Фрустрации);
-
второе зовется Вложение, Проработка и Реализация, и отражает, как много дает потребителю каждая данная функциональная возможность, насколько хорошо она исполнена, и как много мы инвестировали в ее развитие.
2. Четыре категории функциональных возможностей
Функциональные возможности можно разбить на четыре категории, в зависимости от того, как потребители реагируют на предложенный уровень функциональности.
Главная роль
Некоторые функциональные возможности продукта крайне важны для удовлетворения потребителя: чем больше мы их дадим, тем более довольными будут наши пользователи.
Необходимый минимум
Некоторых возможностей нашего продукта потребители просто ждут. Если в продукте их не будет, то его сочтут неполноценным, а то и вовсе непригодным. Такие функциональные возможности обычно называют Необходимый минимум, или Базовые ожидания.
Привлекательные
Это неожиданные функциональные возможности, которые, будучи предложенными пользователю, вызывают позитивную реакцию и вау-эффект.
Нейтральные
Конечно, в продукте могут быть и функциональные возможности, к которым мы равнодушны. Те, присутствие (или отсутствие) которых не имеет решающего значения на наши реакции на продукт.
Отторжение
Если кому-то не нравится функциональная версия, и нравится дисфункциональная, то этот пользователь на самом деле не заинтересован в нашем предложении, и скорее всего хочет противоположного. Если ответы большинства потребителей говорят вам о том, что возможность попадает категорию Отторжение, значит, вам нужно просто поменять местами функциональные и дисфункциональные вопросы, и переоценить их ответы так, как будто вы в таком порядке и спрашивали.